Что должен знать и уметь ребенок средней группы к концу учебного года
Занятия, проходящие в быстром темпе, когда ребенку за короткий период нужно освоить большой объем новой информации, ни к чему хорошему не приводят. У ребенка быстро наступает переутомление, что в дальнейшем вызывает негативное отношение к учебе.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ 4-5 ЛЕТ
В этом возрасте у ребѐнка увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
У ребѐнка продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность.
Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Ребѐнок осваивает социальные нормы поведения. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры
роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Ребенок в возрасте 4 - 5 лет должен уметь:
1. Различать и называть части суток, времена
года
2. Знать правую и левую руку. Определять
расположение предметов: справа, слева,
вверху, внизу, сзади, спереди, посередине.
3. Узнавать и называть основные
геометрические фигуры (круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.
4. Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
5. Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах пяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
6. Сравнивать 2 группы предметов, путем составления пар.
7. Понимать значение: больше - меньше, поровну.
8. Знать определения: высокий, низкий, узкий, широкий, больше, меньше. Уметь сравнивать 5 предметов с помощью данных определений, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте и т.д.
9. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
10. Знать и называть не менее 8 цветов (6 основных и не менее 2 оттенков).
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов.
2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).
4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое,
сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий. Использовать в речи существительные, обозначающие профессии;
7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
9. Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.
10. Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?
11. Ребенок должен составлять рассказы по картинкам.
12. Ребенок должен выразительно рассказывать стихи.
13. Употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные;
14. Понимать в речи слова, обозначающие предметы, признаки предметов и действия
ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Ребенок в возрасте 4 - 5 лет должен уметь:
1. Не отвлекаясь, в течение 5-10 минут выполнять задание.
2. Находить сходства и отличия между предметами. Находить пару каждому предмету.
3. Собирать пирамидку без посторонней помощи.
4. Различать и называть окружающие предметы, их признаки, назначение, материалы.
5. Классифицировать предметы, называть обобщающим словом группу предметов (яблоко, груша, банан - фрукты; стол, стул, диван - мебель, и т.д.). Находить лишний предмет в каждой группе.
6. Складывать по образцу постройки из конструктора.
7. Складывать разрезанную картинку из 3-4 равных частей.
8. Запоминать 5-7 слов из 10 предложенных; уметь запоминать связанных по
смыслу пары слов, после прочтения взрослым: зима-снег, кошка-собака и т.д.
9. Находить сходства различия предметов.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1. Определять, какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер)?
2. Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны. Знать название нашей планеты.
3. Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.
4. Называть времена года, дни недели в правильной последовательности.
5. Иметь представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т.п.). Имеет представления о свойствах воды, песка, снега.
6. Отличать домашних животных от диких.
7. Знать и называть овощи, фрукты, ягоды, грибы, комнатные и лекарственные растения, деревья.
8. Иметь представления о птицах, насекомых, домашних питомцах, диких и домашних животных и птиц (их детенышей), пресмыкающихся.
9. Знать номера экстренных служб и как им позвонить.
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Рисование:
1. Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов,
расположение частей, отношение по величине.
2. Изображать в одном рисунке несколько предметов,
располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их
единым содержанием.
3. Создавать узоры на полосе, квадрате, круге, ритмично
располагая элементы.
4. Знать новые цвета: коричневый, оранжевый, светло-
злёный, розовый, голубой, серый.
Лепка:
1. Лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
2. Использовать приѐмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания.
3. Владеть навыком рационального деление пластилина.
4. Использовать в работе стеку.
Аппликация:
1. Правильно держать ножницы и действовать ими.
2. Резать лист бумаги на полосы, составлять из них изображения разных предметов (забор, лесенка)
3. Резать по диагонали квадрат и четырѐхугольник, вырезать круг из квадрата, овал – из четырѐхугольника путѐм закругления углов, делать косые срезы.
4. Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей.
5. Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.
Конструирование:
1. Знать и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины).
2. Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме.
3. Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
4. Конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы.
КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ:
1. Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
2. Пользоваться расчѐской, носовым платком. При кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
3. Самостоятельно, одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать одежду, снимать, расстегивать пуговицы, складывать, вешать)
4. Замечать непорядок в одежде и устранять его.
5. Аккуратно принимать пищу: брать понемногу, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож, салфеткой.
6. Здороваться, прощаться, называть работников детского сада по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
ХОЗЯЙСТВЕННО – БЫТОВОЙ ТРУД:
1. Самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке
2. Выполнять обязанности дежурных по столовой (расставлять хлебницы, салфетницы, чашки с блюдцами, раскладывать столовые приборы).
3. Выполнять обязанности дежурных по подготовке материалов к занятиям (раскладывать карандаши, пособия, кисти, краски и убирать их после занятия).
Если ребенок без труда отвечает на ваши вопросы и справляется с заданиями, уровень его развития соответствует возрасту. Если вы видите, что с какими – то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания!